Медиа Курултай 2016 открыт!

В InterСontinental Almaty состоялось открытие Конференции Медиа Курултай 2016!

Медиа-Курылтай 2016 открылся коротким видеороликом, в котором был представлен обзор основных событий медийной отрасли за год – это сокращение рекламных бюджетов, уход с рынка целого ряда СМИ, изменения в профильном законодательстве, создание профильного министерства и многое другое.

Модератор секции, Мира Халина отметила, что, по сложившемуся за многие годы мнению медийного сообщества, государство нерационально распределяет бюджетные средства в рамках госзаказа. Однако представитель власти вице-министра информации и коммуникаций РК Алан Ажибаев парировал – по его словам, в этом году даже негосударственные СМИ получили более 2 млрд тенге в виде поддержки со стороны государства. Г-н Ажибаев подчеркнул, что важный вопрос для министерства сейчас – формирование адекватной  рыночной ситуации ценовой политики для телевидения, печатных и интернет-изданий. Уже с 2017 года участники рынка смогут увидеть результаты работы по формированию нового ценообразования.

Татьяна Старцева (TNS Central Asia) выступила с информацией о текущем состоянии медиа-рынка. Как выглядит рынок с точки зрения монетизации и потребления контента? Объем рекламного рынка составляет около 37 млрд тенге, и эксперты ожидают дальнейшее снижение примерно на 10%, причем основное снижение по прогнозам придется на печатные издания. Снижается и активность рекламодателей, в том числе в интернете. С точки зрения охвата, самым востребованным СМИ остается телевидение, за ним следует интернет, основной прирост аудитории которого произошел около двух лет назад, теперь же интернет с точки зрения охвата аудитории стагнирует. В среднем люди тратят на телевидение 57% своего времени, аудитория традиционной прессы же составляет всего 2%. Однако ситуация меняется в зависимости от возраста — чем моложе аудитория, тем больше времени она проводит в интернете, чем старше – тем больше она отдает предпочтение телевидению и прессе. То есть, вполне ожидаемо для работы с более молодой аудиторией необходимо идти в digital-инструменты и соответствующие площадки.

Тему обзора медиа-рынка продолжила директор Правового медиа-центра Диана Окремова. Сейчас рынок госзаказа представляет из себя сочетание госинформзаданий, которые государственные СМИ получают напрямую и госинформзаказа, который реализуется посредством тендеров. Примечательно, что доля последнего составляет всего 10%, тогда как 90% – это прямое распределение бюджетных средств по государственным СМИ. Еще более примечательно, что объем рынка госзаказа превышает объем рекламного рынка – это 40 и 37 млрд тенге соответственно. По мнению эксперта, одной из серьезных проблем является отсутствие прозрачности при определении размеров сумм, которые тратятся государством на освещение тех или иных тем. Исследователи установили любопытный факт – иногда на саму деятельность тратится денег меньше, чем на ее освещение. Так, например, вышло с развитием государственного языка. Ситуацию прокомментировал Алан Ажибаев, который подчеркнул, что госзаказ – это мировая практика, он нужен для того, чтобы обеспечить равные условия для  государственных и коммерческих СМИ. Ведь если запретить рекламу в государственных СМИ, в частности, на телеканалах, то зритель вполне может уйти именно туда, где рекламы нет. Готовы ли коммерческие СМИ к такому повороту? На это г-жа Окремова ответила, что для любых трат денег налогоплательщиков должны быть четкие индикаторы эффективности, которых мы пока, к сожалению, не видим.

Секцию продолжил генеральный директор Казмедиа Орталыгы Мирболат Аюпов, который представил обзор современных медиа-технологий. Потребитель сегодня избалован многообразием способов получения контента, поэтому производителям этого контента, по мнению спикера, предстоит серьезно побороться за внимание зрителя.

Главный редактор Vlast.kz Вячеслав Абрамов представил историю «возрождения» интернет-журнала как бизнес-кейс. По мнению главного редактора, в Казахстане проще зарабатывать массовым изданиям, которым Vlast никогда не был – во многом это стало причиной тому, что журнал чуть было не закрылся. Одна из мер, которые позволили «спасти» журнал – платная подписка, однако это повлекло за собой задачу создавать настолько эксклюзивный контент, чтобы подписчики были готовы за него платить. Например, у телеканала Дождь подписка формирует 70% дохода, что дает им возможность вкладывать средства в расследования и создание уникальных журналистских материалов. Vlast планирует довести долю подписки до 20-25% доходности. Еще один путь к «спасению» – нативные, т.е. нетрадиционные форматы рекламы. За этими двумя инструментами (подписка и нативная реклама), по мнению спикера – будущее медиа.

В своем выступлении генеральный директор 31 канала Багдат Коджахметов дал информацию по рынку рекламы: по информации  спикера, в конце 2015 года зафиксировано падение рекламного рынка на 46%, снижение продолжилось и в 2016 году.  Ближайшим к нам рынком является российский, поэтому при анализе невольно напрашиваются сравнения: в России 600 крупных рекламодателей и более 4 тысяч брендов, в Казахстане же это всего 350 рекламодателей и 600 брендов. Такая «узость» рынка, безусловно, существенно усложняет заработок на рекламе. Однако коммерческие телеканалы возлагают определенные надежды на положительное решение по вопросу разрешения рекламы слабоалкогольных напитков на телевидении – это должно обеспечить прирост дохода на уровне около 11%.

О том, как в кризис зарабатывают региональные СМИ, рассказал генеральный директор телеканала «Новое телевидение» Руслан Никонович. В целом спикер не считает условия для коммерческих и государственных СМИ равными – если коммерческие СМИ должны зарабатывать, то государственным достаточно просто осваивать полученные средства. Для телеканала есть два способа заработать – продать много рекламы или продать передачи. Если с рекламой все более или менее понятно, то на передачах спикер остановился подробнее. Он рекомендует производить телепередачи по заказу государства или других телеканалов. В качестве слагаемых успеха своего телеканала г-н Никонович упомянул разнообразие и уникальность форматов, большой объем прямого эфира, а также производство «нишевого» контента, для определенной целевой аудитории.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

^