«Это нарушение принципа доступа к информации». Что говорили на Медиа-курултае о внедрении цифрового ТВ?
Медиаэксперты утверждают, что развивая цифровое телевидение, власть отдаёт преимущество государственным телеканалам и усугубляет информационное неравенство.
В Алматы прошёл XII республиканский «Media-құрылтай» – ежегодная конференция по вопросам развития казахстанского рынка СМИ. Исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева заявила, что национальный оператор «Казахтелерадио» нерационально использует государственные средства и нарушает конституционное право казахстанцев на доступ к информации.
Что такое мультиплекс и кто туда входит
По словам Жаксыбаевой, частные каналы вытесняются из эфира, при этом государство тратит средства на трансляцию дубликаты госканалов, в результате чего телезрители видят в своих телеприёмниках, например, два «Хабара» — в стандартном и в высоком качестве.
С 2011 года государство начало развивать цифровое эфирное телевидение, которое жители получают бесплатно. На развёртывание сетей было потрачено около 50 млрд тенге. С 2018 года казахстанцев начали постепенно подключать к цифровому телевидению, а старое аналоговое вещание начали отключать. На сегодняшний день цифровой эфир развёрнут в шести областях, это примерно 450 населённых пунктов и 17 крупных городов.
В зависимости от размера населённого пункта эфирная сетка может отличаться. В обязательном порядке повсеместно устанавливается один мультиплекс – это объединение в единый пакет телевизионных каналов цифрового телевещания, за счёт него антенна пользователя принимает только один сигнал, который тюнер телевизора или ресивер разбирает на составляющие каналы.
В каждом населённом пункте распространяется так называемый первый мультиплекс на 15 каналов. В крупных городах и областных центрах добавляется второй мультиплекс на ещё 15 дополнительных каналов.
При этом все позиции в первом мультиплексе закреплены за каналами из перечня телерадиоканалов свободного и обязательного доступа. Это список из 15 телеканалов, который государственная комиссия формирует на конкурсной основе раз в год. Приоритет в конкурсе имеют государственные каналы и один региональный, а оставшиеся позиции должны получать частные телеканалы, которые выбирает комиссия.
«Государство тратит деньги на поддержание пустых ячеек»
По словам Шолпан Жаксыбаевой, на деле выходит так, что первый мультиплекс на 450 населённых пунктов вещает в среднем только 11-12 каналов из 15 обязательных. При этом практически всегда это только государственные каналы, а 2-3 из них являются дубликатом канала, который уже присутствует в мультиплексе, но в HD-формате (стандарт ТВ высокой чёткости). Если убрать HD-дубликаты, то получается, что по факту транслируются 9, а иногда 10 телеканалов через оборудование, рассчитанное на 15.
«Налицо нерациональное использование технических ресурсов, ведь государство тратит деньги на поддерживание этих пустых ячеек. При этом все присутствующие в первом мультиплексе телеканалы государственные, и нет ни одного частного. В Конституции же написано о равенстве двух форм собственности», – рассказала Шолпан Жаксыбаева.
Ещё одной проблемой отечественного телевидения, по словам Шолпан Жаксыбаевой, является информационный разрыв между городом и селом. Только 2% населённых пунктов получают до 30 каналов в эфирной сетке, включая частные, а остальные видят только государственные телеканалы.
«Это нарушение принципа доступа к информации. Население получает госканалы, но не может получить доступа даже к обязательным частным каналам, которые выбраны на конкурсной основе», – сказала Шолпан Жаксыбаева.
По словам Жаксыбаевой, государство через закон заставило всех частных операторов включать в свои пакеты перечень обязательных телеканалов, но национальный оператор – Казтелерадио – не выполняет это условие.
«Полномочный орган заставил своим указом частников включать в свои пакеты обязательные каналы, но почему национальный оператор телерадиовещания сам обходит эту норму? Национальный оператор обеспечивает полностью свою деятельность на средства налогоплательщиков», – заявила Шолпан Жаксыбаева.
Частные каналы теряют деньги
Отсутствие в первом мультиплексе частных телеканалов объяснил генеральный директор ТК «Новое телевидение» Руслан Никонович. По его словам, обычно все телеканалы из списка обязательных к распространению работают с частными операторами по взаимозачёту. В то же время национальный оператор по такому принципу работает только с государственными телеканалами.
По словам Никоновича, частные телеканалы из списка обязательных к распространению по своей инициативе передвинули свои позиции из первого мультиплекса во второй, так как тарифы в нём в два раза ниже и просмотры в районах не влияют на рейтинги ТВ. При этом Никонович отмечает, что сниженные тарифы второго мультиплекса были разработаны для региональных и менее крупных частных каналов, которые не вошли в список обязательных к распространению.
«Когда разрабатывались тарифы, нам говорили, что эти деньги идут на содержание районных вышек, но я, например, будучи во втором мультиплексе, в районы не транслирую. Потом было решено, что только первый мультиплекс финансирует районы. Но присутствие в районах не монетизируется. Kantar TNS (организация, занимающаяся подсчётом рейтингов) там не считает, и поэтому республиканские телеканалы решили, что платить не будут. Их кабельные сети уже транслируют бесплатно, а я плачу», – рассказал Руслан Никонович.
Побочным эффектом перестановки каналов стало то, что республиканские телеканалы, вышедшие из первого мультиплекса, вытеснили из второго региональные частные каналы, в результате чего последние начали резко терять рейтинги из-за особенностей подсчёта рейтингов организацией Kantar TNS. Если телеканал присутствует в регионе через кабельное или спутниковое телевидение, но отсутствует в эфирном вещании, это сразу отнимает определённую долю рейтинга. По такому же принципу государственные каналы занимают верхние строчки рейтинга, так они присутствуют во всех источниках.
С июля по июнь 2019 года у телеканала «Новое телевидение» рейтинг снизился почти в три раза. Это сказалось на рекламных бюджетах. В Казахстане присутствует только один монополист в области измерения рейтингов ТВ – Kantar TNS, на цифры которого ориентируются все крупные рекламодатели. Также все выпавшие из второго мультиплекса телеканалы потеряли доступ ко многим госзакупкам. Например, для участия в крупном конкурсе на съёмку сериала по госзаказу практически всегда телеканал должен присутствовать в эфирном вещании.
Сейчас, чтобы первый мультиплекс не простаивал, эфирные дыры закрываются HD-копиями государственных телеканалов, так как один такой занимает три позиции, но необходимость такой услуги в бесплатном эфирном вещании сомнительна, считает Никонович. Сделать скидку в первом мультиплексе, чтобы вернуть вышедшие из него каналы, сейчас невозможно, так как финансирование частных компаний за государственный счёт запрещено бюджетным кодексом. Никонович считает, что решением проблемы будет разработка законопроекта, который позволит это, либо правительство должно дополнить законы так, чтобы каналы, вошедшие в список обязательных к распространению, были обязаны платить за размещение в первом мультиплексе.
Тарифы пересмотрят
Бахнияз Карашина, директор департамента госполитики в области СМИ Министерства информации и общественного развития прокомментировала высказывания участников Media-құрылтая о перечне обязательных телеканалов и тарифах на размещение в мультиплексе. По её словам, в апреле был утверждён приказ относительно первого и второго мультиплексов. Предварительно все тарифы обсуждались с представителями отрасли, в том числе с частными каналами, «Казтелерадио» и на площадке НПП «Атамекен», утверждает Карашина Многие телеканалы, по словам Карашиной, согласились на тарифы во втором мультиплексе.
«Не было обязательств, которые бы препятствовали тому, что канал выигрывает частоту, но месяцами не начинает вещать. Сейчас правило будет пересмотрено, и вы (частные телеканалы. – Авт.) можете принять участие, – говорит Бахнияз Карашина. – Кроме того, по тарифам «Казтелерадио» сейчас также рассматривается вопрос. В апреле министерство было реорганизовано, и «Казтелерадио» отошло в МЦРАП (Министерство цифрового развития), а с месяц назад постановлением Правительства «Казтелерадио» опять переходит в ведение МИОР. Работу по пересмотру тарифов мы продолжим и рассмотрим вопрос расширения альтернативы с помощью третьего мультиплекса. Это всё упирается в финансовую часть. Есть список обязательных каналов, но в первом мультиплексе нет этих каналов, а вся страна принимает только первый мультиплекс. Альтернатива была у всех: выбирать первый или второй, который распространяется в городах с населением более 100 тысяч».
Таким образом, представитель МИОР фактически признала, что обязательные к распространению частные телеканалы исключаются из пакета, который транслируется на всю страну. Тезис об информационном разрыве между городом и селом также остался без контраргументации.
Добавить комментарий